К 2026 году искусственный интеллект (ИИ, AI) перестанет использоваться как инструмент частичных интеграций в бизнес-процессы и станет для многих компаний основой повышения эффективности операционной деятельности. Бизнес переходит от простого внедрения чат-ботов и AI-ассистентов к созданию комплексных IT-экосистем на основе ИИ. В этой статье мы разберем ключевые тренды внедрения искусственного интеллекта на основе исследований российского и зарубежного рынка, которые определят технологические запросы бизнеса в 2026 году.
Автономные ИИ-агенты для автоматизации бизнес-процессов
ИИ-агенты — главный тренд внедрения искусственного интеллекта в 2026 году по результатам исследований Gartner, Capgemini, Высшей Школы Бизнеса ВШЭ (ВШБ ВШЭ), Forbes, Claude и McKinsey. Генеративные модели прошлых лет не позволяли создать автономных агентов ИИ, которые бы работали без участия человека. Уровень зрелости AI на 2026 год открывает новые возможности для разработки «самостоятельных» AI-агентов, которые способны анализировать контекст, принимать решения и доводить задачи до конца без сторонней помощи. По мнению экспертов Gartner, бизнес входит в эру «агентной экономики». Аналитики прогнозируют, что к 2028 году около 15% повседневных рабочих решений будут приниматься полностью автономно интеллектуальными агентами. Это качественно новый уровень автоматизации, где ИИ не просто предлагает варианты, а несет ответственность за выполнение операций. В исследовании Capgemini отмечается, что более 82% организаций по всему миру планируют интеграцию агентов в бизнес-процессы. Эксперты ВШБ ВШЭ в своем аналитическом отчете также выделяют ИИ-агентов как главный технологический тренд. По данным ВШБ ВШЭ, 59% респондентов из сотрудников российских IT-компаний уже ищут возможности для внедрения автономных решений автоматизации. В перспективе бизнес-пользователи смогут создавать целые экосистемы агентов, которые будут выполнять цепочки операций без прямого участия человека. ИИ-агенты используются не только для выполнения рутинных задач: по данным совместного исследования Claude и Material, больше половины компаний в США уже внедряют агентов для выполнения комплексных задач, а около 16% используют агентов в кросс-функциональных процессах. 44% опрошенных уверены, что в ближайший год ИИ-агенты позволят им значительно ускорить выполнение задач. Такие мнения подтверждаются другими исследованиями: например, по данным McKinsey к 2026-2027 годам ИИ-агенты смогут выполнять более сложные задачи, связанные с планированием и управлением ресурсами, что ускорит работу над бизнес-проектами в среднем на 25-30%. По данным Capgemini, к 2028 году в 38% компаний ИИ-агенты будут работать наряду с обычными сотрудниками. Такие команды станут нормой, которая сможет обеспечить нужный уровень эффективности.
Изменения на рынке труда
Рынок труда в 2026 году пройдет через несколько ключевых этапов трансформации. Среди тенденций эксперты Forrester, Высшей школы экономики, Ancor и Forbes выделяют следующие:
- Изменятся требования к сотрудникам и соискателям.
- Появятся новые профессии.
- ИИ-агенты заменят ряд специалистов.
Новые требования к работникам
Согласно прогнозам Forrester, компании больше не ищут сотрудников, умеющих «работать в Excel», — они ищут тех, кто умеет пользоваться ИИ-инструментами. По данным экспертов РБК и «Открытой линии», навык работы с искусственным интеллектом станет ключевым требованиям к сотрудникам в 2026 году. Также представители бизнеса в материалах РБК отмечают: наряду с техническими навыками, специалисты должны быть гибкими и быстро адаптироваться к изменениям — именно это в комбинации с хард-скиллами позволит ускорять бизнес-процессы.
Новые профессии
В исследовании Forbes отмечается, что в 2026 году станет больше профессий, связанных с оптимизацией работы ИИ-инструментов в контуре компаний. Среди таких должностей — промпт-инженеры, специалисты по интеграции и этике внедрения ИИ. Команда Open Data Science (ODS) составила подборку новых ИИ-профессий 2026 в бизнес-стратегии и IT-сфере. Например, появится профессия ИИ-инженера продаж, который одновременно понимает технические нюансы использования AI и может рассказать о них клиентам — провести демо, ответить на вопросы и даже помочь кастомизировать AI-решения под специфику ниши клиента. В области IT эксперты ODS акцентируют внимание на профессиях, связанных с инижинирингом, работой с безопасностью и данными.
Некоторые из новых ролей:
- контекстный инженер;
- операционный менеджер ИИ;
- руководитель ИИ-продукта;
- директор по ИИ-управлению и рискам;
- менеджер по работе с ИИ-этикой.
Цифровые сотрудники
Одновременно с появлением новых ролей на рынке, искусственный интеллект может представлять угрозу для реальных сотрудников. По данным, представленным на конференции «Сбера», внедрение нейросетевых моделей в процессы позволяет закрывать критические пробелы в найме, автоматизируя до 70% рабочей рутины. Специалисты компании поделились мнением, что ИИ-решения постепенно забирают на себя не только рутинные задачи, но и функции аналитика, специалиста технической поддержки, корректора и ассистента. Это может привести к сокращению штата сотрудников, выполняющих рутинные задачи. Forbes опубликовал целый список профессий, которые могут заменить ИИ в 2026 году. Среди них дизайнеры, сотрудники клиентских офисов, junior-аналитики, переводчики, бухгалтеры, специалисты по работе с документами. При этом эксперты выделили роли, которые в ближайшее время невозможно заменить ИИ-решениями: например, все позиции, связанные с обучением искусственного интеллекта и те роли, которые можно лишь дополнить ИИ-инструментами — артисты, учителя, инжинеры, врачи и психологи, проектные менеджеры, операционные директора.
Рост объема ИИ-контента и синтетических данных
К 2026 году большая часть цифрового пространства будет заполнена контентом, созданным или оптимизированным искусственным интеллектом. Это касается не только развлекательного контента в социальных сетях, но и данных, которые необходимы для обучения ИИ-моделей. В исследовании IDC отмечается: быстрое развитие генеративного ИИ привело к ситуации, когда объемы синтетических данных, созданных нейросетями начали превышать объемы данных, созданных людьми. Это ставит перед бизнесом сложный вопрос: как обучать внутренние модели, не допуская их «деградации». Эксперты IDC отмечают, что в 2026 году качественные «человеческие» данные станут самым дорогим ресурсом. По мнению ВШБ ВШЭ, рост объемов синтетического контента является неоднозначной тенденцией. Среди преимуществ выделяют возможность обучения корпоративных ИИ-моделей без нарушения требований к обработке персональных данных.
ИИ как «незаметная» технология
«Невидимый ИИ», или Invisible AI — это нормализация и постепенная стандартизация внедрения искусственного интеллекта во все сферы бизнеса и обыденную жизнь каждого человека. Эксперты из Forbes считают, что в 2026 году ИИ перестанет быть чем-то необычным и превратится в привычный инструмент. В этом контексте важно использовать ИИ не как очередной тренд, а как инструмент для постоянной оптимизации бизнеса. Аналитики из IDC отмечают, что успех внедрения решений на основе искусственного интеллекта в 2026 году будет измеряться не количеством запущенных решений в контуре компании, а тем, насколько органично они встроены в софт.
Как начать внедрение ИИ в 2026
С чего бизнесу начать внедрение искусственного интеллекта, чтобы увидеть реальный измеримый эффект и оправдать вложения? Первый шаг — глубокая аналитика бизнес-процессов: компаниям важно знать, как на самом деле выполняются процессы, соответствует ли уровень цифровизации необходимым требованиям, какие участки требуют автоматизации в первую очередь и какой экономический эффект возможно получить. В качестве инструмента аналитики крупнейшие российские компании, такие как Газпромбанк, МТС, Силовые машины, Россельхозбанк, МТС Банк, выбирают Task Mining — технологию для автоматического анализа бизнес-операций, которые выполняются сотрудниками за ПК. Task Mining позволяет добиться 100% прозрачности процессов, найти рутинные трудозатратные операции и определить, что в первую очередь необходимо автоматизировать. Первые результаты анализа можно увидеть уже через 2 недели: пользователи получают точную оценку стоимости процессов на основе расчета трудозатрат и список рекомендаций с максимальным экономическим эффектом от автоматизации.
Кастомная разработка ИИ-агентов под уникальные бизнес-сценарии
Бизнес-процессы в каждой компании уникальны и требуют кастомной разработки ИИ-агентов для решения конкретных задач бизнеса. Цифровые сотрудники от Proceset — это уникальное решение для интеллектуальной автоматизации рутинных бизнес-операций, которое позволяет создать своих ИИ-агентов с учетом специфики выполнения процессов в компании.
«Интеллектуальные» сотрудники:
- работают 24/7;
- обрабатывают любые данные;
- не допускают ошибок;
- понимают контекст;
- самостоятельно принимают решения;
- действуют без задержек;
- готовы к любым нагрузкам.
Цифровой сотрудник может стать:
- ассистентом по продажам;
- HR-специалистом;
- бухгалтером по первичной документации;
- координатором закупок;
- инженером-сметчиком и т.д.
Заключение
Искусственный интеллект стал инструментом настоящего, способом оптимизации процессов и глобальных изменений во всех нишах бизнеса. Для компаний это означает необходимость перехода к стратегии глубокой технологической интеграции: лидерами станут те, кто сможет сделать ИИ частью ДНК компании. Больше новостей о процессной аналитике, анонсов мероприятий и новых кейсов — в нашем телеграм-канале.
