Top.Mail.Ru
Бизнес-процесс
8 800 555-89-02

Назад в блог

Бизнес-процесс

4 минуты

Бизнес-процесс (БП) – совокупность действий, которые выполняются персоналом организации и направлены на изменение входных ресурсов с определённой периодичностью и последовательностью. Если утрировать, то по сути процесс – документально зафиксированная цепочка взаимосвязанных действий, которые выполняются сотрудниками компании для достижения какой-то цели.

Если эти действия не повторяются с определенной периодичностью – это явление (проект). Если в цепочке действий не задействованы сотрудники – это технологический процесс, а не бизнес-процесс.


История термина

Появление самого термина «бизнес-процесс» плотно связано с развитием промышленности. Масштабирование производства вызвало необходимость разделения больших и «тяжёлых» процессов на более мелкие. Задачи усложнились, для их реализации стали привлекать специально обученных исполнителей. Эти новации и привели к повышению эффективности работы и появлению профильных управленческих методик.

Первое упоминание понятия «бизнес-процесс» встречается в работе известного экономиста Адама Смита, вышедшей в 1776 году. Учёный сделал акцент на разделении труда, основываясь на примере изготовления булавок. По наблюдениям Смита, выполнение разных операций процесса разными людьми намного более выгодно и продуктивно, чем если бы всем этим занимался один работник. Всё это привело не только к появлению термина и концепции процессного управления, но и к простому выводу: чем эффективнее выполняются процессы, тем выше производительность.


Особенности и классификация

Любой бизнес-процесс можно описать рядом характеристик:

  • владелец – лицо, полностью ответственное за реализацию процесса;
  • вход – материальные или информационные ресурсы, которые в ходе выполнения процесса преобразуются в «выход». У каждого входа обязательно есть свой поставщик (сырьё, материалы, полуфабрикаты и т.д.);
  • выход – конечный продукт или услуга, которая соответствует заданным параметрам и ожиданиям потребителей;
  • ресурсы – объекты, влияющие на ход выполнения процесса, но не являющиеся входом. Сюда можно отнести сотрудников, технологии/программное обеспечение, информацию, оборудование и т.д.;
  • потребитель – клиент, получающий и использующий «выход» бизнес-процесса;
  • KPI – ключевые индикаторы эффективности работы БП, которые отражают степень достижения цели.

Все бизнес-процессы можно классифицировать по ряду признаков.

По выполняемой роли:

  • функциональные процессы нацелены на выполнение основной деятельности компании;
  • структурные отвечают за поддержание бизнеса (управление персоналом, ресурсами и развитием).

По влиянию на добавленную стоимость:

  • основные процессы прямо влияют на создание продукта/услуги для потребителя;
  • вспомогательные тесно связаны с основными и направлены на их реализацию (бухгалтерский и кадровый учёты, юридическая поддержка, ремонтные работы, закупка сырья и т.д.);
  • управляющие направлены на управление как отдельными процессами, так и целой компанией – от стратегического управления до поисков новых рынков сбыта.

По границам реакции:

  • внешние процессы имеют вход/выход со стороны, например, делегированием части операций подрядчикам;
  • внутренние процессы полностью выполняются в рамках организации.

Основная цель подобной градации – максимально детализировать последовательность тех или иных действий для выстраивания эффективной схемы работы и подбора системы управления (BPMS). Такие системы представляют собой комплекс программно-технического обеспечения для внедрения методики управления организацией, центрированной вокруг бизнес-процессов (их проектирования, выполнения и т.д.).

Помимо этого, подобная классификация обеспечивает:

  • чёткое понимание руководителей, какие процессы идут внутри компании и зачем они нужны;
  • выстраивание всех БП в единую систему, чтобы избежать дублирования процессов и любых «пробелов» в аспектах деятельности компании.


Оптимизация бизнес-процессов

Оптимизация БП – это изменение процессов с целью повышения эффективности компании. «Уменьшить расходы. Сократить команду. Найти дешёвых подрядчиков» – первые ассоциации предпринимателей, которые задумываются о повышении эффективности. Однако, как правило, это не приносит желаемого результата, поскольку с неотлаженными и непрозрачными бизнес-процессами в любом случае не получится достигать поставленных целей и действовать на сохранение конкурентоспособности.

Момент: любая компания, независимо от своей сферы деятельности, должна понять, что именно ей нужно, каких конкретно результатов она хочет добиться, оптимизируя свои процессы:

  • уменьшить себестоимость/повысить качество товара или услуги;
  • сократить время выполнений той или иной операции;
  • сделать прозрачными и понятными все протекающие бизнес-процессы;
  • сравнить выполнение регламентированного БП с фактическим;
  • высвободить ресурсы для развития.

Например, один из банков обратился к нам с конкретной задачей: увеличить скорость клиентского обслуживания на 30%.

Однако прежде, чем приступать к каким-либо действиям, все процессы необходимо тщательно проанализировать, чтобы понимать, где, как и почему именно тут нужно что-то изменить. Например, роботизировать. И незаменимым инструментом здесь становится Proceset – система активной бизнес-аналитики, которая на основе данных из внутренних систем компании как бы воссоздает бизнес-процесс в его фактическом состоянии – со всеми отклонениями, нарушениями и т.д.

Уникальный функционал Proceset позволяет не только обнаружить, реконструировать и оцифровать важнейшие процессы любой компании, но и в realtime отслеживать их изменения, «высвечивать» негативные факторы в ходе протекания процесса и прогнозировать ошибки.

В том кейсе с банком, помимо прямой задачи о нахождении потенциала для увеличения скорости клиентского обслуживания, с помощью Proceset удалось получить объективные данные о соблюдении регламентов в процессе и обнаружить лишние действия в программном обеспечении, которые выполнялись автоматически и не несли смысловой нагрузки.

Сохранить
Поделиться
Ещё по теме
coverImage

Process Mining

Команда Инфомаксимум
Команда Инфомаксимум
4 минуты
Ещё мы пишем в телеграм
Подписаться
8 (800) 555-89-028 (495) 150-31-45team@infomaximum.com
Для бизнеса
© 20102024. ООО «Инфомаксимум»
Мы используем файлы cookies, чтобы сайт был лучше для вас.